Велобайк. Первый полёт

О первом знакомстве с новым прокатом, я писал чуть раньше.

На днях же я, наконец, нашёл время и несколько раз прокатился на новом велосипеде.

Активация тарифа

Всё, как и описано: две транзакции с банковской карты — депозит на 1000р и 100р. за сутки аренды (я оплачивал на сайте, а не через терминал на станции проката). Моментально пришла SMS об оплате. Кстати, тут у системы есть маленькая ошибка: на сайте после активации аренды пишут, что она началась в полночь текущего дня и закончится в ближайшую полночь. На самом деле это ошибка, а работает всё так, как и заявляется: аренда действует сутки с момента активации (проверено на практике: активировал аренду в 21:38, на следующий день в 21:34 успешно взял велосипед). Депозит вернули через несколько часов после завершения суток аренды. Вернули всю тысячу т.к. все свои поездки я укладывал в 30 минут.

Перенос денег с прошлогодних логинов Велобайк обещал сделать, но пока не осилил и просит каждого написать им индивидуальное просьбу о переносе средств. Надо отметить, что на моё письмо с просьбой о переносе ответили (вместе с успешным переносом денег) через 15 минут.

Забираем велосипед

Ок, идём дальше — получаем велосипед из дока. Тоже всё штатно: набрал на нём свой номер, набрал pin — велосипед чуть подумал и позволил забрать себя из дока. К сожалению, у меня за два дня до этого что-то случилось с картой «Тройка» и я отдал её на экспертизу МосГорТрансу (там тоже всё забавно…), так что поиграться с выдачей и блокировкой велосипеда по «Тройке» не смог.

Первый полёт. Вся правда о блокировке

Дальше начался цирк. В момент извлечения, велосипед сказал: «Время=00h00 / Км=0.0». Ух ты, подумал я, технологии, однако! Прошёл с велосипедом пару метров до светофора, жду зелёного. А надпись с экрана пропала! Ок, нажимаю зелёную кнопку «ОК» — надпись снова появляется, но через две секунды сменяется надписью «Введите Пин код». Не понимаю, зачем, но ладно, железяка, будь по-твоему. Ввожу свой pin. Оно в ответ мне: «Спасибо, пин принят! Блокировка в процессе…». Хм, думаю я, он что, сейчас там клешнями на доке щёлкает, пытается велосипед схватить? Тут загорается зелёный, я вскакиваю на велосипед, толкаюсь… Где-то на периферии зрения проскальзывает экран с надписью «Ок, заблокировано!»… И эта зараза реально блокируется! А именно, блокирует вращение руля. Вы думаете, с заблокированным рулём легко поехать? Ошибаетесь. В момент отталкивания вы делаете кучу микро-поворотов руля чтобы поймать равновесие. А трогаться с неожиданно заблокированным рулём, поверьте, ещё веселее. Навернуться-то я не навернулся, но адреналин погонял знатно.

Благо, разблокируется эта штука точно так же: ещё раз запускаем её большой зелёной кнопкой и ещё раз вводим pin. В теории, вместо pin`а, можно перед ним помахать «Тройкой». Но вот видеть время / пройденный километраж дольше двух секунд действительно никак нельзя: включили, увидели километраж, отказались вводить pin — экран потух. Надо посмотреть километраж — снова включаем зелёной кнопкой.

Кстати, потом я попробовал проделать рискованный трюк: в процессе езды ввёл ему pin морально изготовившись к блокировке руля. И снова обманула меня железяка! Сказала «никак не можно». Т.е. сечёт, что едет и блокироваться отказывается.

Кстати, в процессе блокировки у велосипеда из верхней части вилки в стороны забавно выезжают два штыря (см. видео) — именно ими велосипед цепляется за док, когда блокируется в нём.

Да, и раньше я ошибся: оказывается, тросик у этого велосипеда есть. Живёт в руле, вытягивается из правого его торца. А если глубоко засел и не выковыривается — можно подтолкнуть, ткнув пальцем в левый торец. Вытянув тросик, его можно вставить в гнездо в верхней части вилки. Если после этого заблокировать велосипед той процедурой, что описана выше — тросик в гнезде тоже заблокируется. Но процедура чертовски неудобная: надо одной рукой придерживать тросик в гнезде чтобы не выпал, а другой уговаривать велосипеда блокироваться (с «Тройкой», вероятно, это проще).

Кстати, и блокировка-то у нас механическая — штыри всякие туда-сюда ёрзают. Стало быть, аккумулятор для сервоприводов есть. Интересно, если ёрзать механикой (тупо стоя на месте блокировать и разблокировать велосипед) до полной разрядки аккумулятора — что он делать дальше будет? Но долго же этим маяться придётся…

Поездка

Нет, ещё два слова о велосипеде. Во-первых, ручка регулировки высоты седла действительно очень удобная и мягкая. И очень удобно, что подседельный штырь градуирован. Правда, есть опасение, что градуировка может относительно быстро стереться — у одного из опробованных мной экземпляров тенденция к этому была явно выражена. Во-вторых, у велосипеда приятная подножка: легко опускается, устойчиво держит велосипед, легко складывается (просто начинаем катить велосипед вперёд — дальше всё само).
Поехали. Конечно, идёт значительно мягче и приятнее прошлогоднего. Всё-таки нормальные колёса с камерой (а не то, что в прошлом году). И, как я и ожидал, не гремит всеми железяками, как прошлогодний. Передний-задний ручные тормоза — тормозят неспешно, но уверенно (при желании пройтись юзом, немного дрифтануть задним колесом — не проблема, а вот кувыркнуться резким передним торможением, думаю, почти невозможно). Три скорости на планетарной передаче. Мне немного не хватает максимальной передачи: хочется чуть быстрее, но приходится часто педалировать, а более высокой передачи нет. Комфортно ехать где-то на 22-23км/ч. Выше 25км/ч уже ноги от каденса быстро устают. С нижними передачами всё хорошо: трогаться с места на первой очень легко. По моим воспоминаниям, у прошлогоднего верхняя передача всё-таки была чуть выше. Но, уверен, подавляющему большинству пользователей диапазона передач прекрасно хватит для комфортного перемещения.

Велосипед очень стабильно едет, никуда не пляшет — у меня сходу получилось на нём поехать без рук (внимание: это нарушение ПДД!). На прошлогоднем я попримерялся-попримерялся, и даже пробовать не стал — слишком болталось у него всё.

А вот накат вяленький. Разогнаться и ехать на инерции толком не получится (так, как это получается на нормальном велосипеде). Виной тому, полагаю, динамо-втулки, отъедающие изрядную долю энергии педалирования. Но за счёт них работают передние-задние фонари. Задний — красный маячок. Горит ощутимое время после остановки. А вот спереди — вполне себе фара. Надо будет как-нибудь взглянуть, какова она в темноте, но по косвенным признакам — что-то заметное: в лёгких сумерках в тёмном закоулке уже было видно пятно на асфальте, плюс видел яркость этой же фары у встречных аналогичных велосипедов. Гаснет она секунд через пять после остановки (т.е. лёгкие подтормаживания на яркости особо сказываться не должны). Вот только беда: силы на свечение фары приходится тратить в любое время суток. Да и там, где предполагается использовать прокатные велосипеды, все улицы освещены — нужна не фара, а только маячок, маркирующий велосипед. Мне кажется, прошлогоднее решение было удачнее: маломощная динамка, от которой маячки спереди-сзади регулярно вспыхивали.

Парковка

Действительно удобно, что в любой момент можно взглянуть, сколько времени от начала проката прошло — легко вернуть его в док в пределах получаса и не платить повремёнку. Как мне и обещали в поддержке, про «взять снова через 15 минут» — действительно всего лишь страшилка. Я легко взял велосипед через минуту после парковки. Кстати, и в док ставить его значительно удобнее и легче прошлогоднего. Но после постановки лучше честно дождаться сообщения об успешной блокировке — процедура занимает до ~10 секунд, и, если поставить его в док и тут же пойти дальше — у находящегося рядом человека будет возможность извлечь велосипед до его физической блокировки и укатить его за ваш счёт. Кстати, трюк «заехать в док не слезая с велосипеда» проделать значительно проще, чем в том году, но я один раз успешно попробовал и больше не буду: новый док не является такой бронебойной конструкцией, как прежний, и шатается от такого въезжания изрядно. Не надо портить хорошую вещь.

Логи

Во-первых, о каждом вашем телодвижении приходит SMS: об активации тарифа, о начале проката (извлечении велосипеда из дока), о завершении — возврате велосипеда. Во-вторых, всё отображается на сайте в личном кабинете. Ну, почти всё: километража поездок там всё-таки нет. Но все финансовые операции, все прокаты наглядно отображаются.

Итого

В целом, впечатление приятное. Как и в том году на старте, точек проката сейчас очень мало — покрыты только Фрунзенская набережная и Бульварное кольцо. Всего 19 станций, 186 парковочных мест. Максимум замечено 105 велосипедов (правда, надо сказать, их количество стабильно растёт — раз в 3-6 дней докидывают с десяток велосипедов). Пока прокат пригоден только для «неспешно покататься вечерком по набережным (как он, судя по суточному колебанию количества свободных велосипедов, и используется сейчас). Но для этого всё-таки предпочту собственный велосипед. А вот как средство перемещения сейчас использовать его ещё не получится. В том году ближе к концу лета, когда станций стало почти 80, уже было удобно иногда вдруг схватить где-то рядом велосипед, переместиться куда-нибудь и там его оставить. Если в ближайшее время прошлогоднее разворачивание сети повторится — может, и куплю абонемент на сезон.

Бонус

Ещё я его взвесил! Процедура была очень весёлая (представьте, звоню я вам и сходу говорю: «Слушай, а ты можешь сейчас взять весы и спуститься на первый этаж?»), батарейка в весах села на самом интересном месте, но такие мелочи не могу помешать делать глупости :)

Получилось 24.3кг. Солидный такой танк.

На самом деле пока катался и не пытался брать его на руки — совершенно не ощущал этого и не ожидал, что получится так много. Так что, по большому счёту, проблемой это не считаю. Вот бы ещё подбить кого-нибудь в Питере, куда уехали прошлогодние велосипеды, взвесить старую модель…

Опубликовано | Метки: