Велобайк — теперь в новой упаковке

Краткое содержание предыдущих серий: год с несколькими днями назад в Москве запустили городской велопрокат. Прошлое лето он работал, появлялись новые станции — всего было поставлено 79 станций на 1016 портов, максимум одновременно замечено 525 велосипедов. В этом был открыт в урезанном виде — 42 станции на 493 порта и максимум 288 велосипедов. Грубо — половина. Ну и тарифы в этом году были только на неделю и день (в прошлом ещё на месяц и сезон). Пару с небольшим недель назад оставляют только тариф на день. А неделю назад прокат перестаёт быть совсем — сайт закрывается («Ждите запуска нового проката»), станции демонтируют.

Но ещё за некоторое время до закрытия в сети появляется информация, что Банк Москвы уходит, и новым прокатом займётся Сбербанк — т.е. велосипеды будут не красные, а зелёные ;)

Но вот сегодня я поднимаюсь из метро и вижу своими глазами парковку нового велопроката с велосипедами в ней и новый терминал.
Тут же обнаружил, что сайт проката тоже прошёл реинкарнацию. Затем я позвонил в поддержку и получил ещё много интересной информации. Всем этим и хочу поделиться. Итак, поехали.

(а позже я ещё и прокатился на нём)

Велосипед

Совсем другой (кстати, и не сбербанк-зелёный, а нейтрально-серый). Производитель — B’TWIN (компания из Decathlon Group, Франция). В интернетах пишут, что доработал для проката французской же фирмой Smoove, как раз занимающейся прокатами.

Два ручных тормоза (у прошлогоднего был очень вялый передний ручной и ножной задний). Есть ли ножной — не знаю. Планетарный переключатель на три скорости (ранее у части велосипедов он был, а часть — односкоростные). Как и ранее, обе втулки с динамкой, от которой работают передний и задний маячки. Переключатель, втулки — Shimano.
Как и ранее, спереди есть корзина с передней стенкой и резинкой для фиксации, с боков корзина открыта (вернее, есть очень-очень невысокие стенки). Но выглядит приятнее прежней: монолитная, в отличии от набора металлических трубок в том году. Очень эргономичная ручка изменения высоты седла (прошлогодние эксцентрики были очень неудобны). Радует градуировка на подседельном штыре. Конечно, в том году я быстро привык выставлять нужную мне высоту, но с градуировкой всё-таки удобнее.
Колёса теперь нормальные — с камерой (судя по ниппелю). В том году колёса являли собой просто толстый слой резины и очень хорошо собирали все кочки. Есть симметричная подножка (не палочка с одной стороны, а как у мотоциклов). Судя по монтажу, крылья не должны так омерзительно дребезжать, как у прошлогоднего. Не заметил тросика для пристёгивания велосипеда куда-либо (у прошлогоднего был). (я ошибся, тросик на самом деле там есть)
На раме очень крупно и удобно нанесён личный номер велосипеда: по опыту прошлого года, звонить в поддержку и сообщать о неисправностях вполне имеет смысл — они действительно оперативно блокируют велосипед от дальнейшей аренды и в скором времени заменяют его. Кстати, оставленные ночью на автоответчике записи тоже прослушивают — уверенно говорю это из личного опыта. Ещё на раме прямо около руля есть странная QR`ка, ведущая не следующий адрес: http://cli-smoove-qrcode.gir.fr/bk/chaem2hahd — не очень ясно, что это.

Вообще велосипед с виду производит более приятное впечатление, чем прошлогодний. Да и просто приятное, без сравнений (естественно, не надо забывать, что это прокатный велосипед).

Станция

Станция теперь представлена большой стойкой-терминалом и новыми держателями для велосипедов (интересно, в эти у меня тоже получится въезжать не слезая с велосипеда?).

Новый держатель — судя по механике захвата, проблем с выниманием велосипеда и с запихиванием его обратно должно быть меньше, чем в том году.
Стойка-терминал — вот тут много нового: нормальный цветной сенсорный экран, приёмник для банковских карт, и даже модуль PayPass. Т.е. на станции можно сразу зарегистрироваться и оплатить прокат (в том году это надо было делать либо заранее из дома, либо на месте с личного телефона, вводя туда медленно и печально все данные банковской карты), можно посмотреть карту прокатов (включая наличие велосипедов в точках), что-то ещё делать со своим эккаунтом. Обещают дальше туда вкрутить всё подряд — оплату парковок, ЖКХ, мобильных (ну, это всё сейчас даже на новых Золотых Туалетах есть…).
Есть и третий участник процесса аренды: терминал на руле велосипеда. Но о процедуре проката рассказ будет ниже.

Кстати, всякая инфографика по пользованию прокатом (на станции, на внутренней стороне корзины велосипеда) сделана очень хорошо: коротко, ясно, всё необходимое.
Сеть станций

На одной из сторон терминала наклеена карта сети проката (что приятно, с отметкой «вы тут»). На карте работающими отмечены 19 станций — и все эти 19 станций уже видны на сайте (днём, когда я только заметил новый прокат, на сайте их было всего 5 — так что оперативно за сегодня всё включили). Расположение — Фрунзенская набережная и Бульварное кольцо. И на карте отмечены «строящимися» ещё 121 станция — покрыть собираются всё, в пределах Садового Кольца, чуть-чуть на север, северо-запад и запад от него, плюс достаточно плотно Хамовники. Сроки не указаны — только расплывчатое «Станции велопроката, которые откроются в скором времени», но, мне кажется, за этот сезон бОльшую их часть могут и запустить.
Кстати, в нижнем левом углу этой карты есть следующий текст:

«Этот указатель является частью пилотного проекта Единой системы транспортной навигации, которая должна соединить все элементы транспортной системы Москвы и позволить пользователям общественного транспорта легко выбирать удобные маршруты передвижения и ориентироваться в городе.
Департамент транспорта Москвы будет рад получить ваши комментарии о проекте по адресу wayfinding@dt.mos.ru
Более подробную информацию можно получить на сайте Департамента транспорта Москвы dt.mos.ru»

Конечно, звучит всё это очень вдохновляюще, но, к сожалению, ни черта не понятно. Какой-то общий рекламный текст.

Сайт

Стал значительно приятнее и современнее. На touch-устройствах не всё гладко, но обещают специальное приложение для Android / iPhone. Правда, теперь заполненность станции на карте показывают только в условных попугаях — четвертях круга (от 0 до 4), увидеть в числах («на станции 3 свободных порта и 7 велосипедов») нельзя (может, доделают?). Хотя в JSON`е всё это есть ;)

Кстати, логотип хорошо доработали — раньше там была безумная куча тонюсеньких спиц, совершенно незаметная при уменьшении, теперь чёткие 7 лучиков.

Занятно, что при регистрации на сайте (кто регистрировался в том году — не регистрируйтесь заново! подробнее ниже), предлагают автоматически взять профильные данные из соц.сетей: Google+, ВКонтакте, Facebook. Практика по нынешним временам стандартная, но тут занятно, что первым стоит G+ и нету Twitter`а.

Тарифы

Принцип такой же, как и ранее: абонемент + повремёнка.

Цены абонементов подросли:

«Сутки» — 150р.
«Неделя» — 400р.
«Месяц» — 600р.
«Сезон» — 1200р.

Плюс появился нюанс: одновременно со списанием этой суммы, на карте резервируется ещё 1000р. По окончанию абонемента (т.е. через день, неделю, месяц) эта тысяча рублей вам возвращается, за исключением суммы, потраченной на повременную оплату. Очевидно, если повремёнкой укаться больше чем на 1000 — и её не вернут, и ещё спишут. Предвижу много воплей от пользователей по поводу этого резервирования, но я никакой проблемы тут не вижу: ну зарезервируют, ну вернут — всё честно. Да, при сезонном абонементе этого резервирования нету.

Цены на повремёнку, кажется, не изменились:

до 30 минут — бесплатно.
от 31 до 1 часа — 30р.
до 2 часов — 90р.
до 3 часов — 400р.
до 6 часов — 900р.
до 24 часов — 1500р.
от 24 до 48 часов — 3000р.

Заметил следующую приписку к первому бесплатному получасу: «* Перерыв между поездками должен составлять не менее 15-ти минут.», но в поддержке меня заверили, что это просто небольшая юридическая страховка: в реальности всё будет работать так же, как и в том году — в 99% случаев заново велосипед можно будет взять практически моментально, но изредка система может чуть задуматься. Чтобы пользователи по этому поводу не приставали к прокату — добавили эту приписку.

Процедура аренды

Вообще-то в поддержку я позвонил с каверзным вопросом: у меня на счету в том году остались деньги (кажется, рублей 50 ;) — что же мне теперь делать, как быть? Из этого звонка вышел интересный диалог, из которого я узнал много подробностей о новом прокате.

Но и ответ на этот свой вопрос тоже получил: кто регистрировался в прошлом году — регистрироваться заново не надо. Скоро старую базу перенесут и всем ранее зарегистрированным придёт SMS с новыми логином-паролем, а на счету этого эккаунта будут все кровные прошлогодние сбережения.

Прочим же предстоит зарегистрироваться (теперь, как уже сказал выше, это можно сделать прямо на станции).

Далее выбираем тариф и оплачиваем его и депозит (см. выше про цены абонементов) банковской картой (хоть на сайте, хоть на станции). В поддержке сходу легко и непринуждённо ответили на мой каверзный вопрос: как оплатить PayPass`ом одновременно и то, и другое, если лимит на PayPass (без подтверждения подписью) 1000р, а тут только один депозит 1000? Всё просто: это и так и так будут две разные транзакции т.к. абонемент идёт как списание, а депозит — как резервирование. Так что проблем нету.

Итого:
1) оплата только банковскими картами, никакой наличности (собственно, как и в том году)
2) нету никакого счёта в системе велопроката, куда надо сперва поместить деньги, а потом на них кататься. Всё списывается напрямую с банковской карты. По мне — так это удобно, не надо следить за ещё одним каким-то счётом. Ну а совсем параноики могут завести для этого отдельную банковскую карту и считать её тем самым «счётом велопроката».

Вот теперь можно брать велосипед. Это теперь делается не на стойке-терминале (собственно, она теперь нужна только для регистрации и запуска абонемента), а на том самом терминале, что на руле каждого велосипеда: вводим логин, вводим pin, взяли велосипед. Мне эта идея нравится: меньше любопытных глаз за спиной наблюдают, как ты вводишь логин/pin.

Карта «Тройка»

В том году логин был из 5 цифр и ещё 4 цифры pin. Я за месяц собственного эксперимента «жизнь с городским велопрокатом» всё это выучил, конечно, но всё-таки удовольствия от этой горы цифр не испытывал. Теперь же логин будет вообще 7 цифр.

Вот именно для решения этой и только этой проблемы применили «Тройку»: её можно будет привязать к своему эккаунту и использовать в качестве логина. (кстати, а сердечничек мы традиционно сделаем деревянненьким — вот бы узнать, сколько человек досюда дочитает? напишите мне лично, что-ли) Итого, процедура будет: подошли к велосипеду, приложили к терминалу на руле «Тройку», ввели pin, поехали.

Т.е. «Тройка» выступает исключительно в роли удобного идентификатора (но не аутентификатора) пользователя. Никаких финансовых отношений с «Тройкой» нету.

Прочее

Говорят, хотели запустить прокат 7-го числа, но возникла накладка. Сейчас допереносят базу старых пользователей и стартанут. Как я уже говорил, уже запущены 19 станций, и на них я сейчас вижу 176 портов и 46 велосипедов (очевидно, к запуску подвезут ещё).

Понятно, что много нюансов, здесь мною не освещённых, обнаружится, когда можно будет пройти процедуру аренды и подержать велосипед в руках, покататься на нём.

Несмотря на весь этот бардак с полным выпиливанием прошлогоднего проката и запуском почти что с нуля, именно ЗАО «Велобайк» на меня пока производит очень благоприятное впечатление (а бардак я склонен относить на счёт межбанковской перекраски велопроката из красного в зелёный и прочие государственно-бюджетные корни проекта).

Отдельным пунктом что в том году, что в этом, меня очень приятно радует дружелюбие, вежливость и, главное, квалификация, точность и полнота ответов, а также оперативность реакции поддержки Велобайка.

Глядишь, если в следующем году не будет очередного перезапуска с нуля, и будет всё хорошо у этого проекта. Ведь им действительно удобно пользоваться для перемещения по центру.

P.S. Пользуясь случаем, хочу передать привет мазель Екатерине Степаненко — весьма неквалифицированной и некорректной сотруднице пресс-службы Банка Москвы, занимающей должность местного Всесильного на публичной страничке Банка Москвы. Она, в отличии от поддержки Велобайка, не будучи в состоянии ответить на вопрос про велопрокат, предпочитает реагировать не очень корректно (знаете, такие люди, которые не умеют сказать «нет, я не знаю» или «да, здесь ошибка» и начинают наезжать в ответ?), а осознав, что её занесло в публичном диалоге, предпочитает выпилить этот диалог (вероятно, пока начальство не заметило), а человека, посмевшего задать неудобный вопрос, обвинить в оскорблении непонятно чем непонятно кого и тоже придать местной анафеме (страничка банка, как же я теперь без тебя???). Очень жаль, что люди, вообще не имеющие прямого отношения к прокату, так бодро и задорно его дискредитируют.

Опубликовано | Метки: