Мы с Андреем, автором Энциклопедии странствий, много лет знали о существовании друг друга. Он в своих статьях давал ссылки на меня, а я на вопросы: «А где почитать про…?» направлял читать его статьи. Потом начали общаться и вот уже несколько лет дружим, часто обсуждаем навигационно-туристические темы и не только. Очно ни разу не виделись.
Этой историей и этой частью своих искренних переживаний я поделился с ним вчера вечером, когда он отправлялся вместе со своей семьёй спать: «А прямо сейчас мы будем ночевать в подвале. Это первая наша ночь здесь. До этого мы ночевали дома».
Андрей живёт в Харькове — и прямо сейчас он там.
Два года назад мы с женой катались по Тенерифе, и как-то нас подвозила очень милая пожилая немецкая пара. Мы проехали с ними через половину острова. Очень хорошо пообщались. Они сказали, что приехали посмотреть, как тут сейчас — они уже были на Тенерифе… сорок лет назад.
Когда в городке, куда они ехали, мы расставались, они вышли из машины, любезно с нами попрощались и напоследок сказали: «И передайте всем, что немцы — хорошие».
Мне тогда стало… Сложно описать эти эмоции. Очень грустно? Я всё-таки вырос без какого-либо «особенного» отношения к немцам и Германии, но при этом моментально понял, о чём они. И мне стало очень печально, что вот над этими двумя милыми, добрыми людьми, над их душой, ещё висит такой груз войны.
Я с тех пор не один раз их вспоминал. И ещё раз вспомнил, когда читал на днях речь канцлера Германии. Я осознал, что скоро я буду понимать (уже понимаю?) эмоции той немецкой пары гораздо лучше. На своём опыте. Опыте своего искреннего стыда за поступки, к которым не причастен.
Сегодня Андрей смог отправить жену и дочку эвакуационным поездом: «Рано утром отправил своих. Потом собрал в подвале все наши вещи и пришёл наверх в квартиру. Утро было относительно тихим, и я поспал на кровати».