Тенерифе: инструкция к острову

В продолжение заметки Трекинг на Тенерифе: готовый маршрут на 10 дней. Сведения ниже актуальны на декабрь 2019-го.

Авиаперелёты

Прямые рейсы из Москвы на Тенерифе есть у S7 и Аэрофлота. Достаточно часто можно встретить рекомендации покупать билеты с какими-то длинными стыковками в Европе — но по нашим грубым прикидкам, радикальной экономии трансферные перелёты не дают.

Полезно осознавать, что на Тенерифе два международных аэропорта, Северный и Южный. Популярная местная байка — как туристы перепутали аэропорт вылета и чуть не опоздали на рейс.

Деньги

Цены похожи на умеренно-московские. Плотно пообедать вдвоём в скромных едальнях можно за 20-25 евро. Жильё — отдельный домик или комната в отельчике — около 50 евро в сутки за двоих. Такси брали один раз, заплатили около 17 евро примерно за 15 км. Цены на автобусы сильно зависят от востребованности маршрута: в аэропорты возят за 11-14 евро за человека, в непопулярные места — за 1.90, в популярные — за 5-8.

В не-туристических районах Тенерифе безналичная оплата непопулярна, а банкоматы хотят комиссию от 3 до 5%. Так что еврокупюрами лучше обзавестись дома. За 10 дней мы потратили на еду в небольших городах, автобусы и всякие мелочи около 100 евро наличных (жильё было оплачено заранее). В этих расходах нет покупок по карточкам, а в крупных городах их принимают почти везде. Например, сюда не входит аренда авто (подробнее про это развлечение — в разделе «Транспорт» ниже).

Мобильная связь

Интернет в телефоне нужен, чтобы на ходу проверять расписание автобусов: для всяких отдалённых мест это очень актуальная задача. А голосовой пакет полезен, чтобы созваниваться с хозяевами жилья и договариваться о точном времени встречи.

Местную SIM-карту можно купить прямо в Южном аэропорту: по крайней мере один ларёк есть в зоне вылетов (а в зоне прилётов вообще нет магазинов). За 10 евро дают 7 GB и 100 минут, и на задачи «проверить автобусы» и «поискать едальни» этого хватает с головой.

Именно в том ларьке в аэропорту купить SIM получилось только за наличные — оплата ни по одной из карт не проходила. Так что купюры имеет смысл захватить заранее. Поддержка банка ответила, что юрлицо, у которого мы пытались купить симку, торгует ещё и лотерейными билетами — а российский законодатель не разрешает проводить платежи в пользу таких контор.

Говорят, что SIM-карты можно добыть в заведениях под названием «locutorio» — это что-то вроде интернет-кафе и салонов сотовой связи. Мы не проверяли.

С покрытием проблем нет. Связь пропадала разве что на вершине Тейде и на каких-нибудь отдалённых от цивилизации дорогах.

Транспорт

Автобусы

Основной способ перемещения по острову. Чистые, быстрые, по расписанию — но есть нюанс: вдали от крупных городов автобусы могут ходить всего два-три раза в день. Поэтому важно проверять расписание автобусов заранее, и только на официальном сайте местной транспортной компании titsa.com. Но строить автобусный маршрут на этом сайте ужасно неудобно.

Автобусная дилемма решается вот таким алгоритмом:

  • проложить автобусный маршрут в Google Maps;
  • проверить на titsa.com, что заявленные в Google Maps автобусы действительно курсируют между нужными точками;
  • проверить на titsa.com их расписание.

Важный нюанс: на страничке с расписанием указано время прибытия только в конечные пункты. Заранее узнать, во сколько автобус окажется на промежуточной остановке, не получится. Но если вы уже идёте к остановке или тупите на ней, можно на том же titsa.com на страничке конкретного маршрута найти кусочек карты, кликнуть там по нужной остановке (на правильной стороне дороги, которая соответствует вашему направлению) — и вам покажут время прибытия ближайших автобусов, которые тут останавливаются.

Доверять расписанию и расположению остановок на Google Maps не стоит. Когда мы пытались уехать из аэропорта, Google зачем-то советовал нам протопать полтора километра до остановки на трассе, откуда нужный автобус ходит раз в час. На деле оказалось, что другой идеально подходящий автобус ходит прямо от терминала, и где-то раз в 15 минут. А когда мы добирались до Vilaflor, выяснилось, что в месте последней пересадки (Granadilla) после восьми вечера автобусов уже нет, так что пришлось ловить такси на улице.

Оплачивать проезд нужно у водителя — наличными или местной транспортной картой:

  • сдача с купюр номиналом больше 10 евро не предусмотрена правилами, поэтому 20/50/100-евровые купюры лучше сразу где-нибудь разменять;
  • карта ten+ — это полный аналог электронного кошелька нашей «Тройки»: просто деньги на счету, которые списываются за каждую поездку. Смысла в ней мы не нашли, так как заранее не рассчитать, сколько потратишь на автобусные покатушки.

Чтобы выйти на нужной остановке, обычно требуется нажать кнопочку «Stop» в салоне, при этом название следующей остановки показывается бегущей строкой. А вот на местности найти остановку автобуса бывает непросто. Часто опознать её можно только по знаку «Парковка только для автобусов»:

Найдите автобусную остановку на этой картинке

На Тенерифе автобусы называют guagua (произносится как «uaua»). В любой непонятной ситуации можно спрашивать у местных «uaua», и вам махнут рукой в нужном направлении.

Автостоп

Очень выручает там, где автобусы ходят редко. Если позиция нормальная, уехать можно достаточно быстро — мы ловили машину не дольше 10-15 минут и в итоге доезжали в нужные места гораздо быстрее, чем если бы ждали автобусов.

Удобно иметь под рукой бумажную карту острова, чтобы объясняться с водителями, тыкая пальцем в нужную точку. Такую карту можно бесплатно схватить у промоутеров прямо в аэропорту.

Поймать машину на основной автостраде, которая опоясывает остров, не получится. Машинам на ней останавливаться нельзя, а все автобусные остановки вынесены в специальные карманы, куда машины не сворачивают. В частности поэтому уехать стопом из Южного аэропорта не получится. Мы по незнанию сначала пытались было стопить на автостраде рядом с аэропортом, но местная дорожная полиция попросила так не делать.

Вот эта автострада, с которой не получится уехать стопом

Прокат автомобилей

Недорогой и классный. За 35 евро в день взяли новый Opel Mokka с автоматической коробкой и полной страховкой. Стоимость аренды зависит от точки выдачи и возврата машины — выгоднее всего брать и сдавать машину в аэропорту.

Вся процедура выдачи авто занимает минут десять. Дотошно фиксировать все сколы-царапины там никто даже не пытался, просто записали данные водителя, выдали договор, который сводился к просьбе постараться совсем уж не убить машину, отдали ключи в конверте и махнули рукой в сторону их парковки. Международные права не нужны.

То же самое — когда возвращаешь машину: просто кладёшь ключи менеджеру на стойку и уходишь, проверять машину никто даже не пытается. Залог за бензин вернули на карту в тот же день, когда мы сдали машину обратно. Мы пользовались конторой Cicar.

На подъезде к Северному аэропорту (где мы арендовали и возвращали машину) на одной из полос будет явно отмечено, что она для прокатных автомобилей — так что понять, куда там нужно ехать сдавать машину, не составляет труда.

Водят на Тенерифе примерно так же, как в России. Но вот по какому принципу люди проезжают перекрёстки в городах, я так и не разобралась — кажется, очередность проезда определяется поединком духа. А вот по серпантинам езда очень спокойная, потому как самоубиваться никто не спешит.

На серпантинах есть только два нюанса:

  • не пугайтесь, если перед очередным изгибом дороги услышите громкое «би-би» как будто из ниоткуда. Скорее всего, это встречный автобус сигналит не видимым для него встречным машинам, что им стоит остановиться и дать ему проехать: он длинный и на изгибе займёт всю ширину дороги;
  • часто перед изгибами есть небольшие карманы на одну машину, чтобы как раз в них остановиться и дать проехать встречным. Обычно такой карман есть только с одной стороны изгиба. Поэтому с каждой из сторон есть соответствующий интуитивно понятный знак: «тут ты проезжаешь, а встречка тебя пропускает», и наоборот — «тут ты должен заехать в карман и ждать, пока проедут встречные машины». На практике, конечно, никто не замирает как вкопанный, завидев знак второго типа — просто притормаживаешь перед изгибом, и если встречки нет, едешь себе дальше.

Туалеты

В разных странах мира действует своя сортирная конвенция — социально приемлемое поведение в ситуации, когда припёрло. В Британии, например, можно забежать в любой паб — вас не осудят и даже не будут делать сложное лицо, ибо тут так принято.

А на Тенерифе, как оказалось, в этой роли выступают просто все заведения общепита. Мы не пробовали ломиться напролом (как это вполне нормально в случае с пабами в UK), а каждый раз заранее интересовались, на каких условиях тут можно забежать в туалет. В ответ нам просто показывали, где нужное помещение, а от предложенного в благодарность одного евро отказывались.

Еда

Беспроигрышный вариант — papas canarias. Это очень мелкая местная картошка, которую сварили в солёной воде «в мундире». По готовности воду сливают и возвращают кастрюлю на огонь, чтобы выпарить остатки влаги — от этого картошка становится приятно-сморщенной, с лёгким налётом соли на кожуре. Подаётся с соусами mojo verde и mojo rojo. Зелёный соус (verde) — такой приятно-чесночный, а красный соус, говорят, островат.

Картошку papas canarias очень здорово брать с собой на маршрут в качестве перекуса — она ведь уже со встроенной солью. Для этого удобно прямо за ужином заказать ещё одну порцию навынос. Главное, не забыть на ночь развернуть упакованную картошку, чтобы не размокла.

Из мяса имеет смысл попробовать carne de cabra — козлятину, которую тут уговаривают до удивительной нежности. Неплохи и жареные кольца кальмаров.

Ещё одно исключительно тенерифское кушанье — гофио. Это не самостоятельное блюдо, а мука из смеси жареных зерён пшеницы, кукурузы и других растений (рецепт может меняться). Гофио добавляют в основные блюда и десерты, а ещё употребляют его в качестве завтрака — размешав в стакане тёплого молока. Купить гофио можно в любом продуктовом.

Про питьевую воду. Мы до конца так и не разобрались, можно ли пить водопроводную. Кто-то из местных говорил, что без проблем. Кто-то, наоборот, не советовал. Несколько раз, чистя зубы, ощущали какой-то привкус то ли соли, то ли хлорки. Так что сырую воду из-под крана пить не решились.

Хорошие едальни, которые встретились в нашем путешествии:

Часто на едальнях можно встретить таблички «Bar», «Restaurant», «Bed and Breakfast» — выполненные в том же стиле, что и красные таблички на гостевых домиках (см. фото ниже). Эти таблички можно принять за какой-то местный знак качества — но нет. Местные объяснили, что такую табличку может себе сделать любой бизнес, который получил соответствующую лицензию, при этом таблички — дело добровольное. Их польза в том, что они помогают найти нужный тебе домик среди одинаковых белых строений или быстро отличить ресторан от бара — актуально, если ищешь, где поесть.

Жильё

Мы искали что-то подешевле, и обычно сильно не выпадали где-то за 50 евро в сутки. Часто это оказывались отдельные квартиры или даже домики с собственной кухней и стиральной машиной. А там, где предлагается отдельная комната в чём-то вроде отеля и есть опция «с завтраком», её стоит взять — потому что в мелких городках едальни и магазины с утра закрыты.

Найти нужный дом бывает удобно по красному значку Vv (viviendas vacacionales, домики для отдыха). Это дом, который мы снимали в Таганане.

Вот список мест, где останавливались мы — и в целом всё устраивало:

Эти локации соответствуют маршруту на 10 дней.

Атмосфера

Там, где приключались мы — а это не пляжно-туристические места — нам попадались очень доброжелательные местные жители. Всегда помогали и подсказывали. По-английски говорят далеко не все. Но если не говорят, всё равно постараются жестами объяснить, как решается ваша задача. А если говорят, то быстрого ответа на вопрос класса «а тут правда всего один автобус в день до Тейде» не будет — а будет прекрасная беседа, и такой шанс нельзя упускать ;)