Оптимальные билеты на метро и наземный транспорт

На днях опубликовали новые цены на 2018 год на метро и наземный транспорт. Общее небольшое подорожание преподносится под прекрасным заголовком «Самый дорогой билет не подорожал» и не менее прекрасным подзаголовком: «И льготы пока не отменили» — в общем, полная победа маркетинга над здравым смыслом.

Ну а меркантильный я сел и посчитал, в каких случаях какие билеты выгоднее покупать.

Пока речь будет идти о выборе самых выгодных билетов, Тройкой я буду называть поездки за деньги, записываемые на Тройку (в 2018 году 36р. за поездку на одном транспорте / 56р. за поездку по принципу «90 минут»).

Сразу исключаем из рассмотрения:

  • Единые на 1, 2, 20, 40 поездок и ТАТ на 1 поездку — цена одной поездки по ним выше, чем по Тройке
  • Единый на календарный месяц — он дороже 30-дневного Единого

Зачем существуют эти билеты — для меня загадка. Ладно, на 1 и 2 поездки — для гостей столицы, которые вообще не собираются случиться здесь снова. Предположу, что Единые на 20 и 40 поездок — это для тех, кто не умеет считать. Но вот Единый на календарный месяц — вообще не могу придумать, кто и зачем его покупает.

[upd: оказывается, Единый на календарный месяц может иметь смысл, если кататься в зону Б т.к. проездной на 30 дней там тупо не работает. Здесь и далее все выкладки приводятся только для зоны А — основной Москвы, без «присоединённых территорий» (ага, это официальный термин)]

При долгосрочном постоянном использовании Единые на 30 и 90 дней смысла тоже не имеют (Единый на год всегда дешевле). Но я встречал странных людей: «Ой, я боюсь, что потеряю годовой проездной». На вопрос: «А как часто тот билет, что покупаешь, случалось терять?» — иного ответа кроме: «Ещё ни разу не терял» я ни разу от них не слышал. Ну да включу всё-таки эти билеты в рассмотрение.


Выбор билетов

Только метро (плюс МЦК, монорельс)

Если поездок у вас:

  • меньше 4 в неделю (17 в месяц) — используйте Тройку
  • от 4 в неделю (17 в месяц) до 12 в неделю (52 в месяц) — используйте Единый на 60 поездок
  • от 13 в неделю (53 в месяц) — используйте Единый на 365 дней

Если вам страшно покупать Единый на год — то порог окупаемости Единого на 90 дней (против Единого на 60 поездок) наступает на 14 поездках в неделю (59 в месяц), но вы за год будете переплачивать 2150р. за свои страхи. Ну а если не можете отважиться на покупку и Единого на 90 — то окупаемость Единого на 30 дней (против Единого на 60 поездок) наступает на 17 поездках в неделю (71 в месяц) и переплата за страхи будет 6350р. в год.

Только наземный транспорт (трамваи / автобусы / троллейбусы)

Если поездок у вас:

  • меньше 3 в неделю (12 в месяц) — используйте Тройку
  • от 3 в неделю (12 в месяц) до 12 в неделю (54 в месяц) — используйте ТАТ на 60 поездок
  • от 13 в неделю (55 в месяц) — используйте ТАТ на 30 дней

Пользуетесь всеми видами транспорта

  • Можно немного сэкономить на парных поездках «наземный + метро», оплачивая их Тройкой по тарифу «90 минут», но только в том случае, если парных поездок у вас не более 4 в неделю (17 в месяц).
  • Если ваши поездки «наземный + метро + наземный» — тогда экономить, оплачивая Тройкой, получится при нагрузке не более 6 таких поездок в неделю (24 в месяц).

Если же вы не попадаете под эти два случая — тогда рассматривайте метро и наземный транспорт раздельно и выбирайте билеты из двух описаний выше («Только метро» + «Только наземный»).

Непредвиденные большие покатушки

  • у вас уже есть Тройка, но за день предстоит 7 и более поездок, или у вас Единый 60, но за день предстоит 8 и более поездок — купите Единый на 1 сутки
  • за трое суток при наличии Тройки откатаете 12 и более поездок, или при наличии Единого 60 откатаете 15 поездок — купите Единый на 3 суток
  • за неделю при наличии Тройки откатаете 24 и более поездок, или при наличии Единого 60 откатаете 29 поездок — купите Единый на 7 суток. Странный случай, но для полноты картины пусть будет.

Если же внезапный транспортный угар ниже этих порогов — продолжайте пользоваться своей Тройкой / Единым 60.


Выбор носителей

А вариантов-то нет :) И Единый, и ТАТ на 60 поездок и 30 / 90 / 365 дней сейчас можно купить, только записав его на Тройку.

На Тройку можно одновременно записать и Единый и ТАТ — тогда в наземном транспорте будет использоваться ТАТ, а в метро — Единый. Разумеется, если ТАТ кончится — для поездок в наземном начнёт также использоваться Единый.

Единственный неудобный случай — когда расчёты показывают, что вам нужен Единый и рублёвая Тройка (или ТАТ + рублёвая Тройка). Тогда без двух физических карт не обойтись.

Учтите такой неочевидный и неприятный момент: если на Тройке одновременно будет Единый на какое-то количество поездок, и вы туда же запишете Единый на 1, 3, 7 суток — у вас сначала будут использоваться поездки, а только потом активируется суточный. Странно, неудобно, но факт. Так что ради реализации краткосрочного транспортного угара, покупайте отдельный Единый на 1, 3, 7 суток.

Способы покупки

Запомните: купить следующий Единый вы можете ещё до того, как кончился текущий. Покупайте чуть заранее — и вам не придётся неожиданно стоять в кассу, когда надо срочно ехать. Также, пользуясь Едиными, полезно положить на Тройку немного рублей, чтобы в крайнем случае несколько резервных поездок сделать по ним.

Самый удобный, на мой вкус, способ покупки — всё делать самому в любой удобный момент: с помощью приложения Мой Проездной. Правда, для этого нужен телефон с NFC, да ещё такой, чтобы работал с картами Mifare (например, несколько последних поколений Samsung`ов, несмотря на наличие NFC, с Mifare не работают).

Далее, можно покупать в автоматах, оплачивая банковской картой — быстро, удобно, современно. Кажется, в них уже можно покупать все виды билетов (сам уже несколько лет покупаю только телефоном — так что поправьте меня, если я ошибаюсь).

Кстати, даже кассы, наконец стали обзаводиться банковскими терминалами — ещё один небольшой шаг в светлое будущее.

Но, на фоне всего этого, стоять в очереди в кассу, да ещё и платить наличными, долго выгребая сдачу и рассовывая её по карманам — ничего ужаснее быть не может. Не делайте так, не останавливайтесь в каменном веке, пора уже двигаться дальше!

Нюансы использования

Проездной на 1, 3, 7 суток действует именно сутки: т.е. 24 / 48 / 168 часов с момента активации (первого прохода).

У Единых на 30, 90, 365 дней время ограничения на повторный проход в тот же транспорт — 7 минут, у Единых на 1, 3, 7 суток — 20 минут.

Карточку можно прикладывать к турникету ещё до того, как двери закрылись: тогда они с полдороги начнут снова открываться, и вы быстрее пройдёте.

Прочее

Кстати, все приведённые выше расчёты выгодных вариантов верны не только для цен на билеты, которые введут в 2018, но и совершенно справедливы для цен 2017 года (там, правда, экзотические 90 минут на 1/2/60 поездок вносили мороки, но с 2018 года их не будет).

Я знаю несколько сложных комбинаций, при которых заморочившись чуть сильнее, можно было бы ещё немного сэкономить — но описывать эту экзотику ради грошовой экономии мне лень. Если вам кажется, что я упустил какую-то значительную экономию (или напахал в приведённых расчётах) — напишите мне об этом.

Жаль, что «безналичная оплата на турникетах» (оплата банковской картой или телефоном её эмулирующем) совершенно бессмысленна по крайней мере по двум причинам: поездка стоит 40 рублей (дороже 1 поездки по Тройке) и никогда заранее не знаешь, сможешь воспользоваться или нет — оборудованные турникеты есть не на всех станциях и иногда неожиданно исчезают. Дополнительно, турникет такую оплату обрабатывает мучительно медленно.

Калькулятор на сайте Тройки, к сожалению, делали люди, не умеющие считать. Пример (один из очень многих): «постоянно в Москве — только метро — одна и больше — 17 в неделю» выдаст рекомендацию «Единый 60», что заставит вас тратить в год на ~7000р. (семь тысяч рублей) больше, чем при покупке Единого на год (при 17 поездках в неделю даже Единые на 90 и 30 дней будут дешевле Единого на 60 поездок). Да, я уверен, что ошибки в этом калькуляторе допущены по искренней безграмотности автора, а не по злому умыслу Дептранса.

Если у вас есть какие-либо полезные замечания и дополнения — пишите мне.

Опубликовано | Метки: