Оле Б. и Серёже Ч.
Как должен быть направлен рисунок протектора на вело-покрышках на переднем и заднем колесе.
На первых страницах поисковой выдачи не нашёл ни одного хорошего (с моей точки зрения) описания сути. Среди кучи неправильных и мутно обоснованных рекомендаций (ну и километров флеймов на велофорумах, разумеется!).
Зачем велосипеду колёса
На велосипеде задним колесом мы разгоняемся — это очевидно т.к. привод идёт только на заднее колесо.
Передним колесом мы тормозим. Это чуть менее очевидно, но суть в том, что даже при использовании обоих тормозов, переднее участвует в торможении сильнее: центр тяжести конструкции «велосипед + человек» значительно выше дороги, так что, при сопротивлении движению внизу (колёса тормозят о дорогу), вся конструкция «велосипед + человек» пытается вращаться «вперёд» вокруг центра тяжести (колёса тормозят, тушка пытается лететь вперёд, крутимся в направлении «велосипедист хочет клюнуть носом в землю»). Разумеется, мы не так фанатело тормозим чтобы перевернуться через руль, но общее распределение сил таково, что заднее колесо будет у нас пытаться «взлететь» — следовательно уменьшается его сцепление дорогой, а переднее — наоборот, вжимается в землю (сцепление с дорогой увеличивается). Так что именно оно в первую очередь и помогает затормозить. Собственно, этот эффект «вращения» вы можете видеть на тормозящем автомобиле: его капот всегда при резком торможении «клюёт» вниз.
Из этого распределения задач (задним разгоняемся, передним — тормозим) нам и надо ставить протектор.
Боронование почвы
Проведём умозрительный эксперимент.
В песок ставим согнутый уголком лист металла, и чуть-чуть его сверху придавливаем, чтобы он чуть-чуть вошёл в песок.
Вид сверху:
. . . . . . . . . . . . . . . ./\ . . . . ./. \ . . . ./. . \ . . ./. . . \ . . . . . . . .
Теперь эту «борону» пробуем двигать «на север» (вверх на рисунке). А в другом варианте двигаем на юг (вниз).
Очевидно, что на север она, раздвигая песок «остриём», пойдёт легче, чем на юг (сгребая песок в себя и тормозясь им).
Наконец, про покрышки
Вот и ответ: нам надо, чтобы при попытке вертеть заднее колесо (разгоняться) на сыпухе, борона протектора мешала проскальзывать, а на переднем колесе наоборот — боронила в «неудобную» сторону при торможении.
Т.е., при движении велосипеда «на север», заднее колесо должно оставлять на песке вот такой след:
/\
/\
/\
А переднее — наоборот:
\/
\/
\/
Да, устанавливая покрышку, я тоже каждый раз мучительно ворочаю извилинами, пытаясь представить, как всё это выглядит сверху и снизу…
Кстати, только сейчас, ещё раз вертя это всё в голове, придумал простую мнемонику: при взгляде на переднее колесо спереди велосипеда, эти стрелочки-бороны должны указывать вниз. При взгляде на заднее колесо сзади — тоже вниз! Не забыть бы это до следующей смены покрышек, а иначе опять морщить извилину придётся :)
Границы применимости
Надо понимать, что всё это даёт только некоторый плюс к ускорению / торможению на всякой мелкой сыпухе / в говнах.
На сухом твёрдом покрытии или при неспешной езде без резких торможений — направление рисунка протектора никак не влияет (а если только по твёрдому и катаетесь — вам вообще гладкие покрышки).
Но, даже не имея фанатизма к лихой езде по говнам, всё равно лучше на всякий случай поставить правильно, особенно переднее для внезапного срочного торможения. И выработать привычку тормозить обеими ручками.
Альтернативные мнения
На данный момент я не знаю ни одного альтернативного мнения, выдерживающего проверку здравым смыслом и физикой.
Ближе всего к здравости такое: «на переднем колесе при езде по гладкой твёрдой мокрой поверхности надо иначе — так ставят на автомобилях, чтобы избежать аквапланирования (скольжения на водной подушке)». Но исследования, проведённые в авиации для безопасного торможения на мокрой ВПП, говорят нам, что велосипеду, пока он не разгонится до >100км/ч, это всё не грозит в принципе.
P.S. И купите для разбортовки нормальные монтажки. Обязательно.